Медиа Форум
2015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000
ENGLISH VERSION




Фотогалерея




Фотогалерея




Конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино»

23 июня 2014 года, 12:00—20:00
ЦВЗ «Манеж», Манежная пл., д. 1

Участники конференции: Наум Клейман (Россия), Николай Изволов (Россия), Кирилл Разлогов (Россия), Пия Тикка (Финляндия), Любовь Бугаева (Россия), Сергей Филиппов (Россия), Борис Юхананов (Россия), Алексей Наджаров (Россия), Александра Дементьева (Бельгия /Россия), Ольга Шишко (Россия).

«В нашем понимании произведение искусства есть прежде всего трактор, перепахивающий психику зрителя в заданной классовой установке», – писал в 1924 году во время работы над «Стачкой» Сергей Эйзенштейн. Несмотря на эту метафору, прозрачно намекавшую на то, что сознание зрителя то ли непаханое поле, то ли вовсе целина, Эйзенштейна интересовало активное восприятие зрителей и возможности воздействия на него с помощью фильма. Почти век спустя художники и режиссёры, исследователи, торящие дорогу энактивному кино, опираются на авторитет создателя «Броненосца “Потёмкина”» и «Ивана Грозного». Не забывая, впрочем, упомянуть и о его учителе режиссёре Всеволоде Мейерхольде, архитекторе и дизайнере Эль Лисицком, психологе Льве Выготском.

Если интерактивное кино предполагает прямой выбор зрителями, скажем, судьбы героя или развития действия в фильме или сериале, то энактивное кино работает с психофизиологическими или эмоциональными реакциями зрителей. И помимо экранов, предполагает наличие биосенсорных датчиков и аудиовизуальных сенсоров для определения местоположения и передвижений зрителя. Они-то по идее и должны обеспечить буквальную связь зрителя с проекцией, меняющейся в зависимости от его состояния.

Энактивное кино было впервые представлено в Музее Современного Искусства Киасма еще в 2005 году проектом Пии Тикки «Дева заката». Но несмотря на многочисленные исследования и тексты о концептуальных и практических составляющих энактивного кино, оно по-прежнему остаётся для многих «животным неизвестной породы». Перспективы, которые рисуют его энтузиасты, вроде коллективного просмотра персональных снов в дружеском кругу или на YouTube, выглядят пока сюжетами фэнтези или розовой мечтой психотерапевтов и маркетологов. С другой стороны, ещё лет десять назад возможность болтать по телефону, видя собеседника на другом конце континента, тоже не казалась слишком реальной.

Именно поэтому организаторы Медиа Форума ММКФ решили устроить встречу киноведов и историков кино, которым есть что сказать о киноавангарде, исследователей, торящих путь энактивному кино (они всегда готовы подчеркнуть его отличие от интерактивных технологий просмотра), и художников, режиссёров, музыкантов, работающих на пограничных территориях искусства и науки.

Первая из трёх секций конференции посвящена экспериментам киноавангарда. Здесь можно будет услышать выступления Наума Клеймана, директора Музея кино, одного из лучших знатоков творчества Сергея Эйзенштейна, историков кино Николая Изволова и Александра Дерябина, киноведа, культуролога Кирилла Разлогова.

Доклады и дискуссия во второй секции посвящены современным научным поискам в области нейрокино и энактивного кино. Среди участников – художница и режиссёр Пия Тикка (Финляндия). С докладами выступят учёные Любовь Бугаева (Россия, СПбГУ), Сергей Филиппов (Россия, МГУ).

В конференции также участвуют художники, режиссёры, композиторы. О многомерности психического воздействия музыки, кино и театра будут говорить Александра Дементьева, российская художница, живущая в Бельгии, композитор Алексей Наджаров (Россия), а также Борис Юхананов (Россия), режиссёр, один из основателей движения «Параллельное кино».

 

Вход на конференцию по билетам в кассах Манежа



Программа конференции

23 июня, понедельник. 12:00 — 20:00

Секция 1. «Эксперименты киноавангарда» 

Cекция 2. «Современные поиски в области нейрокино и энактивного кино»

Cекция 3. «Многомерность психического воздействия. Музыка, кино и театр»

12:00 — 14:00

Часть 1. «Эксперименты с психическим воздействием в кинематографе» 

  • Наум Клейман (Россия) «Есть ли причинно-следственная связь в определениях  искусства: аттрактивное  тотальное – тоталитарное?»
    киновед, историк кино. Один из крупнейших специалистов по творчеству С.М. Эйзенштейна. Заслуженный деятель искусств РФ (1998). Директор Государственного центрального музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве (с 1992).
  • Николай Изволов (Россия) «Взгляды Эйзенштейна 1920-х годов на проблему психологии художественного творчества»
    киновед, историк и теоретик кино, заведующий историко-теоретическим отделом НИИК ВГИК.
  • Кирилл Разлогов (Россия) «Образы нейрокино в кинофантастике»
    киновед и культуролог. Директор Российского института культурологии.

15:30 — 17:30

Cекция 2. «Современные поиски в области нейрокино и энактивного кино»

  • Ольга Шишко (Россия) «Мысленное кино». Движущиеся образы и  наука наблюдения»
    искусствовед, куратор. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры и новых технологий. Куратор выставок: TRANSITLAND: видео-арт Центральной и Восточной Европы после падения Берлинской стены. 1989-2009 (2010), Гэри Хилл. Viewer (2010), Расширенное кино (2011), Погружения: в сторону тактильного кинематографа (2012), «Расширенное кино – 3. Мокьюментари: Реальности не достаточно» (2013). Составитель и редактор каталогов, сборников и тематических изданий, посвященных искусству новых технологий
  • Любовь Бугаева (Россия) «Кино-матрица: интерактивность и энактивность»
    литературовед, культуролог, доцент филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии.
  • Пия Тикка (Финляндия) «Будущее нейрокино и энактивного кино. Интеграция науки и искусства»
    PhD, художник, режиссёр фильмов «Одержимость», «Королева», один из ведущих исследователей нейросинематики и энактивного кино. Автор книги «Воплощаемое кино: Simulatorium Eisensteinense» (2008). Её проект «Одержимость» (в рамках «Воплощаемого кино») получил северную премию Мёбиуса за интерактивные истории. Участвовала в исследованиях возможностей мозга aivoAALTO (2009–2014), инициатор и активная участница исследовательского проекта «Воплощаемое медиа» (2009–2011) в университете Аалто (Финляндия). Её последний проект «НевроКино» соединяет практику создания фильма с методами нейровизуализации, позволяя изучить нейронную основу кинематографического воображения. 

18:00 — 20:00

Секция 3. «Многомерность психического воздействия. Музыка, кино и театр»

  • Борис Юхананов (Россия) «Театр полноты»
    режиссёр, художник, теоретик кино и видео, поэт, автор критических и культурологических статей, художественный руководитель Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, один из основателей кинематографического движения «Параллельное кино» в России.
  • Алексей Наджаров (Россия) «Психоакустика и музыка»
    сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, композитор, сотрудничает с рядом разноплановых музыкальных проектов.
  • Александра Дементьева (Бельгия/Россия) «Инсталляция – перформанс как медиум – модификации интенциональности»
    медиахудожник, работает с интерактивными проектами. В центре всех её работ – ясно выраженная идея взаимодействия между произведением искусства и зрителем, возникающего благодаря новейшим технологическим способам создания изображения.
     

Место проведения

ЦВЗ «Манеж»
Манежная площадь, д.1
www.moscowmanege.ru


Контакты для прессы

Анна Буали +7 (926) 582-02-81
bualianna@gmail.com